Сучасне козацтво: “САМОЕ СТРАШНОЕ В МИРЕ – ЭТО БЫТЬ УСПОКОЕННЫМ...”

Строка, вынесенная в заголовок, – из стихов поэта Кульчицкого, имя которого

золотыми буквами написано в зале воинской славы на Мамаевом кургане. Эти слова как нельзя верно характеризуют весь жизненный путь Михаила Григорьевича Пабата. И хотя ему уже за семьдесят годков, он работает в Донецком государственном университете управления профессором кафедры финансов и советником председателя Донецкого областного совета по вопросам финансов и бюджетов. По совместительству является финансовым консультантом компании

“Кредо-экспорт”, офис которой находится в городе Симферополе. Дает консультации

предпринимателям по вопросам кредита, инвестиций, страхования. По университету является научным руководителем диссертационных работ аспирантов. Кроме всего, полковник Украинского казачества Михаил Пабат принимает активное участие в работе Евпаторийской городской

организации Украинского казачества. Как видим, покой ему только снится! Ко всему этому, Михаил Григорьевич является членом Евпаторийской казацкой Рады.

Мы встретились с ним в гос-

тинице “Крым”. Он шел мне навстречу – невысокого роста, с широкими плечами, короткая стрижка, держался ровно, словно стараясь казаться высоким. В полном согласии с его статной плотной фигурой его круглое лицо. В лице было что-то мальчишеское. Это была молодость, которая не проходила с годами, молодость, которая была неотъемлемой частью его души. Его лицо – широкое, доброе, аккуратное – похоже было на прилежного ученика старшего класса, выражение было то же. В его лице я не заметил ничего сурового или гневного. С таким лицом не в драку идут, с таким лицом идут сдавать экзамены или принимать зачет от студента.

Лицо и непринужденная, легкая походка придавала всему его облику какую-то фундаментальность, оптимизм. Он, Михаил Пабат, подчеркнуто прост. Это выразилось в первые же минуты общения. Он, давший в жизни сотни интервью, как будто так и не забыл в себе обыкновенное человеческое чувство застенчивости, мешающее откровенно говорить с незнакомым человеком о своей жизни.

Мне думается, незаурядный, крупномасштабный, если можно так выразиться, характер Михаила Григорьевича рожден временем и необходим ему.

Этот тип современного руководителя и педагога выдвинут самой жизнью. Человек широко образованный, интересно мыслящий, способный за мелочами видеть главное. Соединяющий трезвую практичность с умением мечтать. Понимающий, что интересы образования, производства – это в первую очередь интересы и благосостояние людей.

Михаил Григорьевич Пабат родился 26 октября 1935 года в селе Городище Чернухинского района Полтавской области, в семье крестьянина-колхозника, среди щедрой природы, рассказанной миру его земляком Николаем Васильевичем Гоголем в книге “Вечера на хуторе близ Диканьки” – книге об Украине, передающей краски, предания, песни и красоту Украины, её природы, её людей, писал: “Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих поэтических грезах г.Гоголя”. А в книге “Тарас Бульба” Николай Васильевич противопоставил мир народной жизни, цельные могучие характеры людей из народа, “Тарас Бульба” – величественная эпопея о прошлом казачества и всего украинского народа. Особенно подкупает образ Тараса Бульбы. В нем воплощены лучшие черты казачества – храбрость, несгибаемая воля, беззаветная преданность товариществу, демократическое устройство Сечи восхищает Гоголя. Восторженно восклицает писатель: “ Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!”.

Но не только легендами богата родная сторона Михаила Григорьевича, она сплошь изрыта траншеями, окопами, блиндажами, редутами и прочими военно-оборонительными сооружениями. Кто только не стремился отхватить лакомый кусочек земли украинской: турки, поляки, шведы, французы, немцы. Земля Гоголя, Богдана Хмельницкого, Михаила Пабата на два метра пропитана человеческой кровью, пролитой в многочисленных боях. А последнюю – Великую Отечественную войну Михаил Григорьевич встретил в 1941 году, когда ему не было шести лет от роду.

С высоты своих шести лет он познал вместе со своим народом, Отечеством все тяготы и лишения, выпавшие на его долю, и чьим трудом создано все, чем гордится сегодня Украина. Он прошел путь от горного мастера шахты № 18 города Снежное до начальника главного финансового управления Донецкой облгосадминистрации, проработав в этой должности 17 лет. Тяжелым ударом для Михаила явился паралич матери Ульяны Арамовны (1945г.), которая проболела до 1969 года и умерла, не излечившись. Таким образом, все эти годы Михаил не смог получить материнскую ласку и счастливое детство. По возможности выполнял вместо матери работу по дому и домашнему хозяйству. Это заставило юношу задуматься о своем будущем уже в эти школьные годы.

– Отец Григорий Петрович – участник Великой Отечественной войны, с фронта вернулся израненным, в семе нас четверо детей: старшие сестра и брат, я и младшая Екатерина, – рассказывает Михаил Григорьевич, – Екатерина и сейчас живет в нашем родном селе Городище, что в Чернухинском районе. Тогда жизнь в деревне была тяжелой – ни электрического света, ни радио, грязь по колено. Когда окончил десятилетку, на семейном совете решили: хоть кому-то надо выбиваться в люди...

В 1953 году Михаил поступил во Львовский горный техникум на отделение “Подземная разработка угольных месторождений”. Два с половиной года учебы пролетели как один миг. А осенью 1955 года Михаил приехал по направлению в Снежное Донецкой области на крупнейшую ордена Ленина шахту №18 им. Сталина. В народе ее прозвали “американка”, добывали здесь до шести тысяч тонн угля в сутки.

Свой шахтерский путь Михаил Пабат начал с горного мастера, а потом прошел по всем ступенькам сложного горного производства. И рос не только профессионально, но и по-настоящему открывал для себя привлекательную романтику этого края и познавал его шахтерскую жизнь, доселе ему неизвестную.

Здесь, в Снежном, Михаил встретил свою любовь – Ларису Ивановну, здесь родился их сын Геннадий, на этой земле делала свои первые шаги и дочь Виктория.

Но жизнь заставила Михаила Григорьевича снова взяться за учебу. В 1963 году он – заочник Ростовского финансово-экономического института, и через пять лет получает диплом о высшем образовании.

С 1982 по 1986 год Михаил учился в заочной аспирантуре при Московском Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте, где защитил диссертацию, получив ученую степень кандидата экономических наук, позже Михаилу Пабату было присвоено ученое звание доцент, а в 1993 году он был избран академиком Академии экономических наук Украины по специальности “финансы”.

– Правда, у меня были другие планы,– вспоминает теперь Михаил Григорьевич. – Предлагали новые перспективные должности и на самой шахте, и в аппарате треста. Но жизнь распорядилась иначе – тогдашний председатель горисполкома Снежного, зная меня по совместной работе на шахте, рекомендовал на должность заведующего горфинотделом горисполкома. Министр финансов Украины мою кандидатуру одобрил. Вот я, после 15-ти лет шахтерской работы, начал познавать новую – здесь были свои принципы, аспекты и масштабы.

Способного молодого финансиста, умеющего рационально распоряжаться средствами города и тратить их с умом, быстро заметили в Снежном и утвердили его первым заместителем мэра города, где он проработал три года. Да и в области внимательно следили за его делами...

В декабре 1979 года Донецкий областной Совет утвердил Михаила Григорьевича заведующим облфинотделом вместо ушедшего в министерство Ивана Забродина. С большим сожалением расставался Михаил Пабат со Снежным, где прожил и проработал почти четверть века (24 года).

– Я его и сегодня считаю городом, который действительно вывел меня в большую жизнь, – вспоминает Михаил Григорьевич.

На должности начальника областного финансового управления Михаил проработал 17 лет: начинал руководить облфинотделом, который перерос в управление, а потом – в Главное финансовое управление. За этот период ему дважды предлагали высокий пост в министерстве финансов Украины, но он отказывался. Что за этим? Какие мотивы руководили Михаилом Пабатом? Сразу отбросим узко личные: своей карьеры Михаил Григорьевич никогда не делал. Он всегда старался быть поближе к производству, к людям и жизни вообще.

Слушая Михаила Григорьевича, я понял, что дело, которым он занимается, действительно его. Что оно вошло в его жизнь надолго, как входят близкие по духу люди, общение с которыми – настоящая потребность и радость.

Так дай же Боже ему крепких крыльев для высокого и долго­го полета!

Степан БУБЕНИН,

генерал-хорунжий Украинского казачества